Государственное Казенное Учреждение
«Кузбасский центр мониторинга качества образования»

icon-hot-line"Горячая" линия ГИА
8 (3842) 58-70-25
Пн - Пт с 8:30 до 17:30
info@ocmko.ru

Общий телефон доверия: 8 (495) 104-68-38
Общая "горячая линия": 8 (495) 984-89-19

Аналитический отчет по результатам итогового сочинения 2021-2022 учебного года

Даты проведения итогового сочинения (изложения):

Основной срок:
01 декабря 2021 года

Дополнительные сроки:
02 февраля 2022 года
04 мая 2022 года

Темы итогового сочинения

Пять открытых направлений тем итогового сочинения
на 2021/22 учебный год.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание – вечная тема.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021-2022 учебный год:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание – вечная тема.


Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Даты проведения итогового сочинения (изложения):

15 апреля 2021 года
05 мая 2021 года
19 мая 2021 года

 Пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2020/21 учебного года.

1.      Забвению не подлежит

2.      Я и другие

3.      Время перемен

4.      Разговор с собой

5.      Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

4. Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Перечень тем сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы) на сайте topic.rustest.ru

 

Рассмотрение апелляций конфликтной комиссией Кемеровской области в очном формате состоится по адресу: 
Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Красная, 23, 
ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции»

 

Пункты,из которых будет осуществляться подключение к рассмотрению апелляций конфликтной комиссией в дистанционном формате 

Территория

Места рассмотрения апелляций участников экзаменов

Адрес

Анжеро-Судженский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск,
ул. Киселёвская, 11А

Беловский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 города Белово»

Кемеровская область, г. Белово, ул. 3 Микрорайон, 34

Березовский городской округ

МБОУ «Лицей № 15»

Кемеровская область, г. Березовский, пр. Ленина, 66

Калтанский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Кемеровская область, г. Калтан, ул. Калинина, 38

Киселевский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Ленина, 34

Краснобродский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Кемеровская область, г. Краснобродский,
ул. Новая 59

Ленинск-Кузнецкий городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий,
пр. Текстильщиков, 4/3

Междуреченский городской округ

МБОУ «Гимназия № 6»

Кемеровская область, г. Междуреченск,
пр. Строителей, 23

Мысковский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Кемеровская область, г. Мыски, бульвар Юбилейный, 4А

г. Новокузнецк

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 110»

Кемеровская область, г. Новокузнецк,ул. Зорге, 36

г. Новокузнецк

МБОУ «Лицей № 35»

Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. 40 лет ВЛКСМ, 98А

г. Новокузнецк

МБ НОУ «Лицей № 84 им. В.А. Власова»

Кемеровская область, г. Новокузнецк,
пер. Кулакова, 3

Осинниковский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»

Кемеровская область, г. Осинники, ул. 50 лет Октября, 8

Полысаевский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов»

Кемеровская область, г. Полысаево, ул. Крупской, 106

Прокопьевский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45»

Кемеровская область, г. Прокопьевск,
пр-т Строителей, 93

Тайгинский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33»

Кемеровская область, г. Тайга, ул. Деповская, 11

Юргинский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Кемеровская область, г. Юрга, ул. Московская, 33

Беловский муниципальный район

МБОУ «Старобачатская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровская область, Беловский район,
п. Старобачаты, ул. Томская, 14б

Гурьевский муниципальный округ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»

Кемеровская область, Гурьевский район,
г. Гурьевск, ул. Ленина, 90

Ижморский муниципальный округ

МБОУ "Ижморская средняя общеобразовательная школа № 1"

Кемеровская область, Ижморский район,
пгт. Ижморский, ул. Комсомольская, 5

Кемеровский муниципальный округ

МБОУ «Металлплощадская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровская область, Кемеровский район
п. Металлплощадка, ул. Садовая, 6 

Крапивинский муниципальный округ

МБОУ «Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровская область, Крапивинский район,
пгт. Зеленогорский, ул. Центральная, 29

Ленинск-Кузнецкий район

МБОУ «Чкаловская основная общеобразовательная школа»

Ленинск-Кузнецкий район, пос. Чкаловский,
переулок
Школьный, 1 б

Мариинский муниципальный район

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Кемеровская область, Мариинский район,
г. Мариинск,
ул. Достоевского, 8

Новокузнецкий муниципальный район

МАОУ ДПО "Информационно-методический цент"

Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Сеченова, 25

Прокопьевский муниципальный округ

МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровская область, Прокопьевский район, п. Трудармейский, ул. Школьная, 2

Промышленновский муниципальный округ

МБОУ «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 56»

Кемеровская область, Промышленновский район,
пгт. Промышленная, ул. Коммунистическая, 21

Таштагольский муниципальный район

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 10»

Кемеровская область, Таштагольский район, г. Таштагол, ул. Ноградская, 20

Тисульский муниципальный район

МАОУ «Тисульская средняя общеобразовательная школа  № 1»

Кемеровская область, Тисульский район, пгт. Тисуль, ул. Октябрьская, 16

Топкинский муниципальный округ

МБУ «Центр развития образования»

Кемеровская область, Топкинский район, г. Топки,
ул. Топкинская, 4

Тяжинский муниципальный округ

МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Кузбасса Н.И. Масалова»

Кемеровская область, Тяжинский   муниципальный округ,пгт. Тяжинский, ул. Коммунальная, 1

Чебулинский муниципальный округ

МБУ ДО «Чебулинский центр дополнительного образования детей»

Кемеровская область, Чебулинский район, пгт. Верх-Чебула,ул. Советская, 60

Юргинский муниципальный округ

Управление образования администрации Юргинского муниципального округа

Кемеровская область, г. Юрга, ул. Машиностроителей, 35

Яйский муниципальный округ

МБОУ «Яйская основная общеобразовательная школа № 1»

Кемеровская область, Яйский район, пгт. Яя, ул. Юбилейная, 43

Яшкинский муниципальный округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Кемеровская область, Яшкинский район, пгт. Яшкино, ул. Куйбышева, 14а

 

 

 

График информирования о результатах ЕГЭ в основной и дополнительный

периоды в Кемеровской области-Кузбассе в 2020 году

 

Основной и дополнительный периоды

Дата экзамена

Экзамен

Сроки обработки экзаменационных работ на региональном уровне

Утверждение результатов ЕГЭ ГЭК Кемеровской области-Кузбасса

Официальный день объявления результатов ЕГЭ в Кемеровской области-Кузбассе

03.07.2020

география, литература, информатика и ИКТ

04.07-07.07

16.07

17.07

06.07.2020

русский язык

07.07-12.07

19.07

20.07

07.07.2020

русский язык

08.07-13.07

22.07

23.07

10.07.2020

математика профильного уровня

11.07-14.07

23.07

24.07

13.07.2020

история, физика

14.07-17.07

26.07

27.07

16.07.2020

обществознание, химия

17.07-20.07

29.07

30.07

20.07.2020

биология

21.07-24.07

01.08

02.08

20.07.2020

иностранные языки

21.07-24.07

01.08

02.08

22.07.2020

иностранные языки (устно)

23.07-26.07

01.08

02.08

23.07.2020

иностранные языки (устно)

24.07-27.07

01.08

02.08

24.07.2020

резерв: по всем учебным предметам кроме русского языка и иностранного языка

25.07-27.07

02.08

03.08

25.07.2020

резерв: по всем учебным предметам

24.07-28.07

02.08

03.08

03.08.2020

география, литература, информатика и ИКТ, биология, история

04.08-06.08

15.08

16.08

03.08.2020

иностранные языки (устно)

04.08-06.08

16.08

17.08

05.08.2020

русский язык

06.08-08.08

15.08

16.08

07.08.2020

обществознание, химия, физика, математика профильного уровня, иностранные языки

08.08-10.08

16.08

17.08

08.08.2020

резерв: по всем учебным предметам

09.08-11.08

16.08

17.08

Сроки подачи и рассмотрения апелляций в период проведения

ЕГЭ в основной и дополнительный периоды в 

Кемеровской области-Кузбассе в 2020 году

 

Основной и дополнительный периоды

Дата экзамена

Экзамен

Официальный день объявления результатов ЕГЭ в Кемеровской области-Кузбассе

Сроки подачи апелляций

Сроки рассмотрения апелляций

 

03.07.2020

география, литература, информатика и ИКТ

17.07

18.07

20.07

21.07

22.07

 

06.07.2020

русский язык

20.07

21.07

22.07

23.07

24.07

 

07.07.2020

русский язык

23.07

24.07

25.07

27.07

28.07

 

10.07.2020

математика профильного уровня

24.07

25.07

27.07

29.07

30.07

 

13.07.2020

история, физика

27.07

28.07

29.07

31.07

01.08

 

16.07.2020

обществознание, химия

30.07

31.07

01.08

03.08

04.08

 

20.07.2020

биология

02.08

03.08

04.08

05.08

06.08

 

20.07.2020

иностранные языки

02.08

03.08

04.08

05.08

06.08

 

22.07.2020

иностранные языки (устно)

02.08

 

23.07.2020

иностранные языки (устно)

02.08

 

24.07.2020

резерв: по всем учебным предметам кроме русского языка и иностранного языка

03.08

04.08

05.08

10.08

11.08

 

25.07.2020

резерв: по всем учебным предметам

03.08

04.08

05.08

10.08

11.08

 

03.08.2020

география, литература, информатика и ИКТ,

биология, история

16.08

17.08

18.08

19.08

20.08

 

03.08.2020

иностранные языки (устно)

17.08

18.08

19.08

20.08

21.08

 

05.08.2020

русский язык

16.08

17.08

18.08

19.08

20.08

 

07.08.2020

обществознание, химия, физика, математика профильного уровня, иностранные языки

17.08

18.08

19.08

20.08

21.08

 

08.08.2020

резерв: по всем учебным предметам

17.08

18.08

19.08

20.08

21.08

 
 

2015 - 2016

Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2015 – 2016 учебном году:

  • 2 декабря 2015 года;
  • 3 февраля 2016 года;
  • 4 мая 2016 года.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».

Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.   

«Время»– направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом»– направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь»– направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь»– направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы»– направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Темы итогового сочинения (изложения) 3 февраля 2016:

  • 131 Забвение прошлого губительно для человека?
  • 230 Когда Дом нуждается в защите?
  • 326 Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
  • 421 Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 524 Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?

Темы итогового сочинения (изложения) 2 декабря 2015:

  • 110 Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
  • 204 Война и дом.
  • 312 Можно ли быть счастливым без любви?
  • 408 Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  • 511 Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?

 

2014 - 2015

Напоминаем, что дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения):6 мая 2015 года.

 Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся, выпускники прошлых лет подают заявление не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения): до 22 апреля 2015 года.

 Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования.

 В случае отсутствия у образовательной организации среднего профессионального образования, реализующей образовательные программы среднего общего образования, свидетельства о государственной аккредитации обучающиеся регистрируются в образовательной организации, аккредитованной по образовательной программе среднего общего образования.              

Регистрация выпускников прошлых лет для участия в итоговом сочинении проводится в муниципальных органах управления образованием, осуществляющих управление в сфере образования, на территории  проживания.

 Обращаем внимание, что в соответствии с письмом Рособрнадзора от 16.04.2015 № 02-150 для обучающихся, выпускников прошлых лет, не имевших возможности участвовать в проведении итогового сочинения (изложения) в установленные ранее сроки по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), назначен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) – 19 мая 2015 года. Для участия в написании итогового сочинения (изложения) названные лица не позднее 5 мая 2015 года подают соответствующее заявление в места регистрации на итоговое сочинение (изложение).

 Места  регистрации на итоговое сочинение (изложение) в Кемеровской области в 2014-2015 учебном году для обучающихся, выпускников прошлых лет утверждены приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 31.10.2014 № 1985 «Об утверждении организационной схемы проведения итогового сочинения (изложения) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Кемеровской области в 2014-2015 учебном году».