Государственное Казенное Учреждение
«Кузбасский центр мониторинга качества образования»

icon-hot-line"Горячая" линия ГИА
8 (3842) 58-70-25
Пн - Пт с 8:30 до 17:30
info@ocmko.ru

Общий телефон доверия: 8 (495) 104-68-38
Общая "горячая линия": 8 (495) 984-89-19

Единая система оценки качества образования

В настоящее время в Российской Федерации сформирована Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.

Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям – получать информацию о качестве знаний своих детей.

Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года. Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.

Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

Кроме того, Россия принимает участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.

Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.

Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования проводит в Российской Федерации национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР) и Международные сопоставительные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS, PIAAC).

 ► Всероссийские проверочные работы

  Национальные исследования качества образования

 ► Международные исследования качества образования

  Исследование компетенций учителей

  Проект 500+

В целях реализации статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , подпункта «б» пункта 10 перечня обязательной информации осистеме образования, подлежащей мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»  (далее ‒ постановление Правительства РФ № 662), приказа Министерства науки ивысшего образования Российской Федерации № 1377, Министерства просвещения Российской Федерации № 694, Федеральной службы понадзору в сфере образования и науки № 1684 от 18 декабря 2019 года «Обосуществлении Федеральной службой по надзору всфере образования инауки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (далее ‒ совместный приказ ) проводится оценка механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации.

Проведение оценки механизмов управления качеством образования предполагает не только выявление методов, процедур и инструментов, обеспечивающих получение данных осостоянии системы образования на региональном уровне, но и реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования.

Оценка механизмов управления качеством образования  (далее ‒ Оценка) проводится ежегодно в целях выявления степени сформированности и эффективности функционирования систем управления качеством образования и позволяет решить ряд следующих задач:

выявить проблемные зоны в управлении качеством образования на региональном уровне для последующей организации деятельности по их совершенствованию;

выявить основные факторы, влияющие на эффективность региональных механизмов управления качеством образования;

определить ориентиры для совершенствования муниципальных механизмов управления качеством образования;

выявить лучшие региональные практики управления качеством образования для тиражирования опыта.

Структура механизмов управления качеством образования

  1. Механизмы управления качеством образовательных результатов
    1. Система оценки качества подготовки обучающихся
    2. Система работы со ШНОР и/или, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
    3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
    4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
  1. Механизмы управления качеством образовательной деятельности
    1. Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников
    2. Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций
    3. Система мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических работников
    4. Система методической работы
    5. Система организации воспитания и социализации обучающихся
mmuko
Полный управленческий цикл

Документы

Федеральные:

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  2. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства Просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2019 года № 1377/694/1684 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством Просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 года № 590/219 (с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716) «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».

Региональные

  1. Приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 24 июля 2020 года № 1291 «Об утверждении положения о региональной системе качества образования Кемеровской области – Кузбасса»