Государственное Казенное Учреждение
«Кузбасский центр мониторинга качества образования»

icon-hot-line"Горячая" линия ГИА
8 (3842) 58-70-25
Пн - Пт с 8:30 до 17:30
info@ocmko.ru

Общий телефон доверия: 8 (495) 104-68-38
Общая "горячая линия": 8 (495) 984-89-19

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это обычные итоговые контрольные работы по различным предметам, проводимые по единым заданиям и оцениваемые по единым критериям, разработанным для всей страны.

     Цель проведения ВПР – обеспечение единства образовательного пространства РФ и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Проверочные работы учащиеся пишут в своих школах. Их продолжительность составляет 1-2 урока.

Задания ВПР разработаны лучшими специалистами с учётом российского и мирового опыта, в том числе с учётом требований федерального государственного стандарта образования.

Всероссийские проверочные работы не содержат задания с выбором ответа из готовых вариантов.

Задания ВПР проверяют знания и умения, наиболее важные с точки зрения общего развития, использования в повседневной жизни и продолжения обучения.

Результаты ВПР нужны для выявления «пробелов» в знаниях обучающихся, помощи учителям и родителям в организации работы с каждым школьником, самооценки школ, мониторинга уровня образования в муниципалитете, регионе и в целом в стране.

Результаты ВПР не влияют на получение аттестата, на перевод в следующий класс.

НИКО

Национальные исследования качества образования (НИКО) — это общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора.

Цели НИКО:

1.      Анализ состояния системы образования и формирование программ развития;

2.      Развитие единого образовательного пространства в РФ;

3.      Совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования;

4.      Развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в РФ;

5.      Содействие эффективному внедрению ФГОС;

6.      Содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

В рамках НИКО уже были проведены исследования качества математического образования в 5-7 классах, качества начального образования по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классе, в области информационных технологий в 8-9 классах, по иностранным языкам в 5 и 8 классах.

Мероприятия НИКО проводятся на выборке образовательных организаций (в среднем около 15 образовательных организаций от каждого участвующего в исследованиях субъекта Российской Федерации). Выборка составляется федеральными координаторами. В случае несогласия субъекта участвовать в исследовании координаторы предлагают замену. В каждом ОО участвует вся параллель выбранных классов.

Процедуры включают проведение диагностической работы и анкетирования.

Результаты исследований могут быть использованы ОО, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития; для совершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей.

Не предусмотрено использование результатов указанных исследований для оценки деятельности ОО, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Обсуждение результатов и перспективных направлений развития системы оценки качества образования будет проводиться ежегодно в рамках межрегиональных конференций по оценке качества образования.

По результатам проекта будет создан открытый банк заданий для проведения процедур оценки, аналогичных проектным.

Методики и технологии могут быть применены в работе региональных служб по контролю и надзору в сфере образования.

Цель исследования - содействие повышению качества подготовки педагогов путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей.

Задачи исследования:

  1. разработка модели исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики;
  2. разработка инструментария для проведения исследования компетенций учителей;
  3. подготовка и проведение процедур исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики;
  4. анализ и обсуждение результатов исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики;
  5. разработка рекомендаций по использованию результатов исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики.

В 2021 году 96 школ Кузбасса вошли список школ с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР), в 2019 году таких школ было 180. Из 96 ШНОР-2021: 53 ОО попали в список дважды (в 2019 и 2021 гг.), а 43 ОО в списке первый раз.  Школы из трёх муниципалитетов региона не вошли в список ШНОР-2021: Анжеро-Судженский ГО, Краснобродский ГО, Полысаевский ГО.
            Для оказания консультационной и методической помощи ШНОР были организованы мобильные группы, в которые вошли руководители и педагогические работники успешных школ, имеющие положительный опыт и лучшие управленческие и педагогические практики в работе по вопросам качества образования и методисты-наставники. В рамках работы мобильных групп проводятся вебинары, онлайн консультации, выезды в школы, где работают с командами школ, школьниками и родителями.
           Второй год подряд в Кузбассе реализуется федеральный проект адресной помощи ШНОР («500+»), который предполагает методическую и ресурсную помощь школам, участникам проекта. В 2021 г. в проекте «500+» приняли участие 60 ШНОР 2019 года, а в 2022 г. – 39 ШНОР из списка 2021 года. 

ПРОЕКТ АДРЕСНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «500+»

        Проект адресной методической помощи «500+» является частью федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Проект призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в Указе Президента, по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования и обеспечить поддержку школ, имеющих риск низких образовательных результатов, работающих в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении.

Цель проекта:

               повышение качества образования в школах с риском низких образовательных результатов обучающихся путем реализации комплекса мер поддержки, разработанного с учетом данных предварительной диагностики факторов, существенным образом влияющих на качество образования в конкретной школе.

Задачи проекта:

- провести комплексную диагностику факторов, влияющих существенным образом на качество образования в школах, включенных в проект «500+»;

- разработать для каждой школы, включенной в проект «500+», дорожной карты по реализации мер поддержки;

- организовать консультирование всех участников проекта по вопросам, связанным с реализацией конкретных мероприятий проекта;

- реализовать дорожные карты, включая мониторинг хода проекта и оценку результативности принимаемых мер;

- создать информационную систему для реализации проекта, в которой каждая школа, участвующая в проекте, публикует рабочие материалы и документы, связанные с реализацией запланированных мер; ведется консультирование всех участников проекта;

- сформировать группы кураторов из числа опытных управленцев школ;

- обеспечить сотрудничество кураторов, директоров школ, включенных в проект «500+», специалистов органов местного самоуправления и региональных структур в реализации мер поддержки;

- обеспечить мониторинг хода проекта на основе данных, полученных при заполнении дорожных карт в специализированной информационной системе мониторинга хода проекта – (ИС МЭДК).

Принципы реализации адресной методической помощи

принцип сотрудничества, который предполагает, что качественное образование – это результат совместной работы всех групп и участников образовательных отношений. В соответствии с принципом сотрудничества каждый участник проекта разделяет ответственность за его результат и готов к сотрудничеству с другими участниками проекта для достижения общих целей;

принцип открытости и объективности, который предполагает, что все действия в рамках реализации данного проекта основываются на объективной информации о качестве подготовки обучающихся и на доступности данной информации для всех участников проекта;

использование методик, которые уже были разработаны ранее и апробированы в реальной образовательной деятельности. Такой подход позволяет реализовать организационные меры с максимальной эффективностью, поскольку дает возможность не только опираться на научно обоснованные методики, но и использовать тот опыт в реализации мер поддержки школ на федеральном и региональном уровне, который есть у российской системы образования.

Функции участников проекта:

РОИВ: привлечение ресурсов, в том числе кадровых, административных, нормативных, материальных для поддержки школ-участниц проекта; обеспечение адресного направления на повышение квалификации, помощь в развитии инфраструктуры школ, разработка и принятие необходимых нормативно-правовых актов.

ОМСУ: привлечение ресурсов, в том числе, кадровых, административных, нормативных, материальных для поддержки школ-участниц проекта, оказание методической и административной поддержки;

Региональный координатор: обеспечение взаимодействия между участниками проекта в регионе и федеральным координатором.

Муниципальный координатор: участие в разработке мер поддержки школ-участниц проекта, мониторинг хода реализации программ развития школ.

Куратор образовательной организации: консультирование школ-участниц проекта при формировании программы развития и дорожной карты по реализации предусмотренного программой развития комплекса мер, мониторинг и оценка качества и результативности принимаемых мер в рамках реализации дорожной карты.

Школа, в отношении которой реализуются меры поддержки: формирование и реализация программы развития школы, дорожной карты по реализации предусмотренных мер, формирование внутришкольных механизмов преодоления факторов риска и проблемных зон, включение школьного коллектива в совместную деятельность по преодолению рисков.

Федеральный координатор (ФГБУ «ФИОКО»): обеспечение организационной и методической поддержки проекта, организация обучения и консультирования всех участников проекта.

Федеральные документы проекта

 https://fioco.ru/научно-методические-материалы

Сопровождение проекта на региональном уровне:

-   Региональные документы
-   Мероприятия проекта
-   Муниципальные практики
-   Марафон лучших практик
-   Взаимодействие со школами-партнёрами из регионов

https://sites.google.com/view/proekt500kuzbass