Качество образования в настоящее время является одним из стратегических приоритетов в Российской Федерации. В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» термин «качество образования» закреплен нормативно и является комплексной характеристикой образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающей степень их соответствия установленным требованиям.
Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов.
На сегодняшний день на федеральном уровне сложилась Единая система оценки качества образования (ЕСОКО). В рамках образовательного процесса качество образования, как правило, определяется по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА) и процедур оценки качества образования, которые проводятся на регулярной основе: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО. Данный комплекс процедур направлен, в первую очередь, на систематическую диагностику состояния системы общего образования и принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем.
Уже 20 лет Российская Федерация участвует в международных исследованиях качества образования. Международные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с ГИА, ВПР и НИКО, также формируют ЕСОКО в РФ.
Международные исследования качества образования, такие как TIMSS, PIRLS и PISA, позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Исследования PIRLS, TIMSS и PISA отличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности. Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, – наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования. Так как, в современных реалиях, при оценивании качества образования актуальна не только оценка теоретических знаний и абстрактных навыков, а применение их на практике, их реализация в жизни, так как при достаточно высоких результатах по итогам аттестации обучающийся не всегда может реализовать полученные знания на практике, т.е. конечный результат образовательного процесса, в таком случае, не достигнут в полной мере.
Результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 годы) от 26 декабря 2017 года, где Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Международные сопоставительные исследования