Государственное Казенное Учреждение
«Кузбасский центр мониторинга качества образования»

icon-hot-line"Горячая" линия ГИА
8 (3842) 58-70-25
Пн - Пт с 8:30 до 17:30
info@ocmko.ru

Общий телефон доверия: 8 (495) 104-68-38
Общая "горячая линия": 8 (495) 984-89-19

 
     Термин «функциональная грамотность» был введён в 1965 году в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности. Повышение функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача увеличения количества людей, охваченных общим образованием.
 
 
     Развитие информационного общества, динамичность социально-экономических и научно-технических факторов значительно повышают требования к уровню функциональной грамотности и образованности человека в XXI веке. Поэтому термин «функциональная грамотность» в современной трактовке значительно шире, а именно, он включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.
 
 
     Функциональная грамотность является хорошим индикатором качества образовательных систем с точки зрения их эффективности.
 
 
    Поэтому, в настоящее время, перед школой встала сложная задача – подготовить выпускника, готового к построению успешной траектории своего развития, т.е. помимо отличных академических знаний, от школ в современных условиях ожидают, что они будут дополнительно обогащать знаниями и навыками, которые помогут выпускникам быть успешными и адаптироваться к будущим переменам. Достаточный уровень развития по основным направлениям функциональной грамотности — читательской, математической и естественно-научной, а также по обобщенным характеристикам — глобальная компетенция, финансовая грамотность и креативное мышление — необходим для обеспечения прочной позиции будущих поколений на рынке труда, а также для полного раскрытия личностного и профессионального потенциала.
 
 
     Для формирования функциональной грамотности у обучающихся необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Для организации занятий по формированию функциональной грамотности учителю помогут такие учебно-методические средства обучения, как:
• технологии развивающего обучения;
• технология проблемного обучения;
• эффективные педагогические практики:
     - создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и
       проясняющих смыслы этой деятельности;
     - поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты;
     - учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах;
     - приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;
     - интеграция знаний: общие методологические подходы, выявление связей, аналогий;
     - оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
 
 
Информационно-методические ресурсы:
• ИСРО РАО: http://skiv.instrao.ru/
• Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году» https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
• Академия Минпросвещения России (Марафон функциональной грамотности): https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/
 
 
Банки тренировочных заданий:
 
 
     Региональный опыт школ по формированию функциональной грамотности у обучающихся:
1. «Вопросы формирования функциональной грамотности учащихся»
(из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «СОШ №22», г. Анжеро-Судженск).
Ссылка на видео: https://youtu.be/E6jvdt4hwM0 .
2. «Оценка математической грамотности - приоритетное направление PISA-2022. Особенности заданий для формирования и оценки математической грамотности»
(из опыта работы МБОУ «Гимназия № 21», г. Кемерово).
Ссылка на видео: https://youtu.be/XlnZCHcFay8 .
3. «Финансовая грамотность в исследовании PISA. Формирование финансовой грамотности у обучающихся»
(из опыта работы МБОУ «Гимназия № 21», г. Кемерово).
Ссылка на видео: https://youtu.be/D3l1zfnfDho .