Государственное Казенное Учреждение
«Кузбасский центр мониторинга качества образования»

icon-hot-line"Горячая" линия ГИА
8 (3842) 58-70-25
Пн - Пт с 8:30 до 17:30
info@ocmko.ru

Общий телефон доверия: 8 (495) 104-68-38
Общая "горячая линия": 8 (495) 984-89-19

ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе.

ICCS базируется на исследованиях IEA, которые проводились в 1971 году в 9 странах (CIVICED) и в 1999 году в 28 странах (CIVED).

Исследование ICCS проводилось в 2009 и 2016 годах, в нем приняли участие 38 стран.

Исследование направлено на изучение шести основных вопросов:

Различия в уровне граждановедческих знаний;

Изменения в содержании знаний учащихся с 1999 года;

Интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни;

Восприятие угроз для гражданского общества;

Особенности системы образования школ и классов, связанные с гражданским образованием;

Аспекты характеристик учащихся и их взаимосвязь с результатами гражданского образования.

Структура заданий включает в себя 4 содержательные области:

гражданское общество и системы;

гражданские принципы;

гражданское участие;

гражданственность и гражданская идентичность.

 

Участие России в ICCS

Фильм о программе ICCS в Российской Федерации, подготовленный Федеральным государственным бюджетным учрждением "Федеральный институт оценки качества образования" в 2016 году в рамках исполнения Государственного контракта от 08.06.2016 г. № Ф-28-кс-2016.

Выборка по РФ включала в себя следующие параметры:

ü 45 регионов;

ü 210 образовательных учреждений;

ü 4480 учащихся;

ü 3380 учителей.

Результаты:

ü Средний балл IEA: 503-506

ü Греция, Австрия, Люксембург < 503

ü Средний балл России = 506 (15-16 место)

ü Швеция, Финляндия, Эстония > 506

При оценке результатов исследования выделяют 3 уровня подготовленности учащихся:

Уровень 1 (от 395 до 478 пунктов шкалы) характеризуется знакомством с фундаментальными принципами и широкими понятиями гражданства; учащиеся могут определить, что «справедливо» или «несправедливо» в знакомых контекстах.

Уровень 2 (от 479 до 562 пунктов шкалы) – учащиеся демонстрируют некоторые специфические знания и понимания наиболее известных гражданских институтов, систем и понятий. Они понимают взаимосвязь гражданских институтов, процессов и систем в которых они действуют.

Уровень 3 (563 пункта по шкале и выше) – учащиеся демонстрируют понимание практики активного гражданства как средства достижения определенной цели, а не как «автоматическую реакцию» ожидаемую в данной ситуации.

Эффекты участия РФ в ICCS:

ü Усилено внимание на вопросы правового образования и финансовой грамотности;

ü В 2015 году проведено Национальное исследование по оценке качества граждановедческого образования в России (учтены образовательные запросы и культурные особенности);

ü Разработан комплект рекомендаций структурам управления образованием (всех уровней), авторам учебников, системе повышения квалификации педагогов;

ü Татарстан в 2016 году провел комплексное исследование всей системы гражданского образования.

Новые фокусы в исследовании 2016 года:

Фокусная область 1: Экологическая устойчивость в гражданском образовании.

Фокусная область 2: Экономические знания как аспект гражданского образования.

Фокусная область 3: Роль морали в гражданском образовании.

Фокусная область 4: Социальное взаимодействие в школе.

Фокусная область 5: Использование новых общественных средств массовой информации в гражданском образовании.