ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе.
ICCS базируется на исследованиях IEA, которые проводились в 1971 году в 9 странах (CIVICED) и в 1999 году в 28 странах (CIVED).
Исследование ICCS проводилось в 2009 и 2016 годах, в нем приняли участие 38 стран.
Исследование направлено на изучение шести основных вопросов:
‒ Различия в уровне граждановедческих знаний;
‒ Изменения в содержании знаний учащихся с 1999 года;
‒ Интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни;
‒ Восприятие угроз для гражданского общества;
‒ Особенности системы образования школ и классов, связанные с гражданским образованием;
‒ Аспекты характеристик учащихся и их взаимосвязь с результатами гражданского образования.
Структура заданий включает в себя 4 содержательные области:
‒ гражданское общество и системы;
‒ гражданские принципы;
‒ гражданское участие;
‒ гражданственность и гражданская идентичность.
Участие России в ICCS
Фильм о программе ICCS в Российской Федерации, подготовленный Федеральным государственным бюджетным учрждением "Федеральный институт оценки качества образования" в 2016 году в рамках исполнения Государственного контракта от 08.06.2016 г. № Ф-28-кс-2016.
Выборка по РФ включала в себя следующие параметры:
ü 45 регионов;
ü 210 образовательных учреждений;
ü 4480 учащихся;
ü 3380 учителей.
Результаты:
ü Средний балл IEA: 503-506
ü Греция, Австрия, Люксембург < 503
ü Средний балл России = 506 (15-16 место)
ü Швеция, Финляндия, Эстония > 506
При оценке результатов исследования выделяют 3 уровня подготовленности учащихся:
Уровень 1 (от 395 до 478 пунктов шкалы) характеризуется знакомством с фундаментальными принципами и широкими понятиями гражданства; учащиеся могут определить, что «справедливо» или «несправедливо» в знакомых контекстах.
Уровень 2 (от 479 до 562 пунктов шкалы) – учащиеся демонстрируют некоторые специфические знания и понимания наиболее известных гражданских институтов, систем и понятий. Они понимают взаимосвязь гражданских институтов, процессов и систем в которых они действуют.
Уровень 3 (563 пункта по шкале и выше) – учащиеся демонстрируют понимание практики активного гражданства как средства достижения определенной цели, а не как «автоматическую реакцию» ожидаемую в данной ситуации.
Эффекты участия РФ в ICCS:
ü Усилено внимание на вопросы правового образования и финансовой грамотности;
ü В 2015 году проведено Национальное исследование по оценке качества граждановедческого образования в России (учтены образовательные запросы и культурные особенности);
ü Разработан комплект рекомендаций структурам управления образованием (всех уровней), авторам учебников, системе повышения квалификации педагогов;
ü Татарстан в 2016 году провел комплексное исследование всей системы гражданского образования.
Новые фокусы в исследовании 2016 года:
Фокусная область 1: Экологическая устойчивость в гражданском образовании.
Фокусная область 2: Экономические знания как аспект гражданского образования.
Фокусная область 3: Роль морали в гражданском образовании.
Фокусная область 4: Социальное взаимодействие в школе.
Фокусная область 5: Использование новых общественных средств массовой информации в гражданском образовании.