Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное сопоставительное исследование качества и тенденций в математическом и естественно-научном образовании. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным центром проведения исследования TIMSS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики.
Циклы исследования TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015, 2019, 2023.
Общее количество стран-участниц в исследовании TIMSS
Цикл исследования |
Общее количество стран-участниц |
TIMSS-1995 |
45 стран мира |
TIMSS-1999 |
38 стран мира |
TIMSS-2003 |
49 стран мира |
TIMSS-2007 |
59 стран мира |
TIMSS-2011 |
63 страны мира |
TIMSS-2015 |
57 стран мира |
TIMSS-2019 |
67 стран мира |
Количество стран-участниц в исследовании TIMSS
Цикл исследования | Класс | Общее количество странучастниц |
---|---|---|
TIMSS-1995* | 7 класс | 39 стран мира |
8 класс | 41 страна мира | |
TIMSS-1999 | 8 класс | 38 стран мира |
TIMSS-2003 | 4 класс | 25 стран мира |
8 класс | 46 стран мира | |
TIMSS-2007 | 4 класс | 36 стран мира |
8 класс | 49 стран мира | |
TIMSS-2011 | 4 класс | 50 стран мира |
8 класс | 42страны мира | |
TIMSS-2015 | 4 класс | 47 стран мира (естественно-научная грамотность) 49 стран мира (математическая грамотность) |
8 класс | 39 стран мира | |
TIMSS-2019 | 4 класс | 58 стран мира |
8 класс | 39 стран мира |
Результаты Российской Федерации в исследовании TIMSS
Количество баллов РФ (по 1000-балльной шкале) |
||||||||
Класс |
Направление исследования |
TIMSS-1995* |
TIMSS-1999 |
TIMSS-2003 |
TIMSS-2007 |
TIMSS-2011 |
TIMSS-2015 |
TIMSS-2019 |
4 класс |
естественно-научная грамотность |
– |
– |
526 |
546 |
552 |
567 |
567 |
математическая грамотность |
– |
– |
532 |
544 |
542 |
564 |
567 |
|
8 класс |
естественно-научная грамотность |
484 (7 класс) 538 (8 класс) |
529 |
514 |
530 |
542 |
544 |
543 |
математическая грамотность |
501 (7 класс) 535 (8 класс) |
526 |
508 |
512 |
539 |
538 |
543 |
Место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) |
||||||||
Класс |
Направление исследования |
TIMSS-1995* |
TIMSS-1999 |
TIMSS-2003 |
TIMSS-2007 |
TIMSS-2011 |
TIMSS-2015 |
TIMSS-2019 |
4 класс |
естественно-научная грамотность |
– |
– |
9 |
5 |
5 |
4 |
3 |
Математическая грамотность |
– |
– |
9 |
6 |
10 |
7 |
6 |
|
8 класс |
естественно-научная грамотность |
21 (7 класс) 14 (8 класс) |
16 |
17 |
10 |
7 |
7 |
5 |
Математическая грамотность |
14 (7 класс) 15 (8 класс) |
12 |
12 |
8 |
6 |
6 |
6 |
В 2023 году IEA и Международный исследовательский центр TIMSS&PIRLS проведут восьмой цикл оценки TIMSS, объединив данные предыдущих исследований TIMSS об успеваемости учащихся по математике и естественным наукам. Семьдесят стран планируют свое участие в TIMSS-2023. Предусмотрена опция участия отдельных субъектов, таких как регионы или дополнительные классы (например, третий или пятый класс), наравне с основными странами.
TIMSS-2023 завершит переход к цифровому формату, который начался в 2019 году, что обусловлено широким использованием цифровых технологий в школах и обществе. Исследование TIMSS-2023 будет включать новые форматы заданий и интерактивные функции, а также задания на решение задач и проведение исследований на основе сценариев, которые разработаны специально, чтобы заинтересовать современных учащихся, и предполагают использование цифровой среды. Странам, не имеющим возможности перейти на цифровой формат проведения исследования, будет предложен вариант на бумажном носителе, включающий только основные задания.
Основные характеристики TIMSS-2023
Инновационные задания, привлекающие учащихся
TIMSS-2023 будет включать в себя широкий спектр привлекательных для учащихся интерактивных заданий и функций, работа с которыми предполагает использование цифровых инструментов. Например, учащиеся будут визуализировать информацию, перемещать и вращать объекты на экране для решения задач, демонстрировать навыки работы с текстом, формулами и рисунками на экране. В дополнение к красочной графике, задания могут включать видео или анимацию для демонстрации научных исследований или явлений.
Задания на решение задач и проведение исследований
Задания TIMSS-2023 будут включать моделирование реальных и лабораторных ситуаций, требующих от учащихся знания определённого содержания и применения определённых умений и навыков для решения математических задач и проведения научных экспериментов.
Групповое адаптивное оценивание
Исследование TIMSS-2023 предполагает использование группового адаптивного оценивания. Все страны будут выполнять одни и те же задания TIMSS. Два цифровых варианта для проведения исследования – более сложный вариант со сложными и средними заданиями и менее сложный вариант со средними и легкими заданиями – будут использоваться во всех странах, но в разной комбинации в зависимости от общих результатов страны. Это поможет привести в соответствие сложность заданий уровню успеваемости учащихся, что, в свою очередь, позволит более точно оценить знания на всех уровнях успеваемости.
Расширенная международная отчётность, включающая данные о процессах прохождения учащимися всех этапов исследования
Команда TIMSS-2023 будет собирать данные об ответах учащихся и данные журнала событий, фиксируя полную историю того, как каждый учащийся проходил процесс оценки (последовательность взаимодействий учащихся с интерфейсом и активными объектами на экране, процесс выполнения заданий, и т.п.).
Данные, собранные во время исследования, позволят команде TIMSS лучше понять подходы учащихся к решению математических задач и научным исследованиям, стратегии прохождения тестов и оценить уровень вовлеченности учащихся в изучение математики и естественных наук. Эта информация будет включена в международный отчет TIMSS-2023 для более точной оценки достижений учащихся по математике и естественным наукам.
Актуальная для образовательной политики информация о контекстах изучения математики и естественных наук
TIMSS-2023 будет продолжать собирать важную для сферы образовательной политики информацию, предлагая учащимся и их родителям, учителям и директорам пройти анкетирование о практике изучения математики и естественных наук в школе и дома. В оценке достижений учащихся контекстные данные дают важную информацию о домашних и школьных факторах, влияющих на успеваемость учащихся, и способствуют поиску путей улучшения образования. Данные контекстной анкеты дополняют энциклопедию TIMSS. Энциклопедия TIMSS-2023, составленная странами-участницами, предоставляет исчерпывающую информацию о каждой стране, включая структурные аспекты систем образования, содержание учебных программ и методы обучения, а также недавние или планируемые реформы. Этот богатый массив контекстных данных может помочь в выявлении тех аспектов образовательной среды и опыта учащихся, которые влияют на их успеваемость. Страны могут просматривать важные для политики в области образования данные, включая структуру системы образования, учебные программы, методы обучения и отношение учащихся к обучению.
Оптимизация организационных процессов и гибкость в условиях проведения исследования
Исследование TIMSS-2023 предлагает странам максимальную гибкость. Исследование может быть проведено онлайн или с помощью USB-накопителей/в локальной сети Использование цифрового формата оценки обеспечивает снижение затрат на печать материалов и оптимизацию процессов организации и подготовки исследования, включая операции по переводу и его верификации, а также алгоритм сбора данных.
Предварительная дорожная карта TIMSS-2023
Февраль 2021 |
Первое совещание национальных координаторов исследования |
Март-Апрель 2022 |
Апробационный этап исследования |
2023 |
Основной этап исследования |
Декабрь 2024 |
Публикация результатов |