Государственное Казенное Учреждение
«Кузбасский центр мониторинга качества образования»

icon-hot-line"Горячая" линия ГИА
8 (3842) 58-70-25
Пн - Пт с 8:30 до 17:30
info@ocmko.ru

Общий телефон доверия: 8 (495) 104-68-38
Общая "горячая линия": 8 (495) 984-89-19

    Качество образования в настоящее время является одним из стратегических приоритетов в Российской Федерации. В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» термин «качество образования» закреплен нормативно и является комплексной характеристикой образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающей степень их соответствия установленным требованиям.


   Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов.


     На сегодняшний день на федеральном уровне сложилась Единая система оценки качества образования (ЕСОКО). В рамках образовательного процесса качество образования, как правило, определяется по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА) и процедур оценки качества образования, которые проводятся на регулярной основе: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО. Данный комплекс процедур направлен, в первую очередь, на систематическую диагностику состояния системы общего образования и принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем.


   Уже 20 лет Российская Федерация участвует в международных исследованиях качества образования. Международные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с ГИА, ВПР  и НИКО, также формируют ЕСОКО в РФ.


     Международные исследования качества образования, такие как TIMSS, PIRLS и PISA, позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.


     Исследования PIRLS, TIMSS и PISA отличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности. Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, – наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования. Так как, в современных реалиях, при оценивании качества образования актуальна не только оценка теоретических знаний и абстрактных навыков, а применение их на практике, их реализация в жизни, так как при достаточно высоких результатах по итогам аттестации обучающийся не всегда может реализовать полученные знания на практике, т.е. конечный результат образовательного процесса, в таком случае, не достигнут в полной мере.


     Результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 годы) от 26 декабря 2017 года, где Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

 

Международные сопоставительные исследования

 

Оценка по модели PISA

 

Функциональная грамотность

 

Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.

Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.

Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях: 

PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)

TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)

PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)

TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)

PIAAC – Международноеисследованиекомпетенцийвзрослогонаселения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.

Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семерку лучших в Международном мониторинговом исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в Международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.

Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвященные вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, Аннэ-Берит Кавли – председатель IEA и Дирк Хастедт  - исполнительный директор IEA.

В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.

Более подробную информацию по каждому из исследований можно узнать из соответствующего раздела.

 ► ICCS

  PIRLS

 ► PISA

  TIMSS