Качество образования в настоящее время является одним из стратегических приоритетов в Российской Федерации. В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» термин «качество образования» закреплен нормативно и является комплексной характеристикой образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающей степень их соответствия установленным требованиям.
Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов.
На сегодняшний день на федеральном уровне сложилась Единая система оценки качества образования (ЕСОКО). В рамках образовательного процесса качество образования, как правило, определяется по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА) и процедур оценки качества образования, которые проводятся на регулярной основе: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО. Данный комплекс процедур направлен, в первую очередь, на систематическую диагностику состояния системы общего образования и принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем.
Уже 20 лет Российская Федерация участвует в международных исследованиях качества образования. Международные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с ГИА, ВПР и НИКО, также формируют ЕСОКО в РФ.
Международные исследования качества образования, такие как TIMSS, PIRLS и PISA, позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Исследования PIRLS, TIMSS и PISA отличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности. Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, – наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования. Так как, в современных реалиях, при оценивании качества образования актуальна не только оценка теоретических знаний и абстрактных навыков, а применение их на практике, их реализация в жизни, так как при достаточно высоких результатах по итогам аттестации обучающийся не всегда может реализовать полученные знания на практике, т.е. конечный результат образовательного процесса, в таком случае, не достигнут в полной мере.
Результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 годы) от 26 декабря 2017 года, где Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Международные сопоставительные исследования
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
PIAAC – Международноеисследованиекомпетенцийвзрослогонаселения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семерку лучших в Международном мониторинговом исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в Международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.
Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвященные вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, Аннэ-Берит Кавли – председатель IEA и Дирк Хастедт - исполнительный директор IEA.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
Более подробную информацию по каждому из исследований можно узнать из соответствующего раздела.
► ICCS
► PIRLS
► PISA
► TIMSS