Всероссийские проверочные работы 1
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это обычные итоговые контрольные работы по различным предметам, проводимые по единым заданиям и оцениваемые по единым критериям, разработанным для всей страны.
Цель проведения ВПР – обеспечение единства образовательного пространства РФ и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Проверочные работы учащиеся пишут в своих школах. Их продолжительность составляет 1-2 урока.
Задания ВПР разработаны лучшими специалистами с учётом российского и мирового опыта, в том числе с учётом требований федерального государственного стандарта образования.
Всероссийские проверочные работы не содержат задания с выбором ответа из готовых вариантов.
Задания ВПР проверяют знания и умения, наиболее важные с точки зрения общего развития, использования в повседневной жизни и продолжения обучения.
Результаты ВПР нужны для выявления «пробелов» в знаниях обучающихся, помощи учителям и родителям в организации работы с каждым школьником, самооценки школ, мониторинга уровня образования в муниципалитете, регионе и в целом в стране.
Результаты ВПР не влияют на получение аттестата, на перевод в следующий класс.
Национальные исследования качества образования 1
НИКО
Национальные исследования качества образования (НИКО) — это общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора.
Цели НИКО:
1. Анализ состояния системы образования и формирование программ развития;
2. Развитие единого образовательного пространства в РФ;
3. Совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования;
4. Развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в РФ;
5. Содействие эффективному внедрению ФГОС;
6. Содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.
В рамках НИКО уже были проведены исследования качества математического образования в 5-7 классах, качества начального образования по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классе, в области информационных технологий в 8-9 классах, по иностранным языкам в 5 и 8 классах.
Мероприятия НИКО проводятся на выборке образовательных организаций (в среднем около 15 образовательных организаций от каждого участвующего в исследованиях субъекта Российской Федерации). Выборка составляется федеральными координаторами. В случае несогласия субъекта участвовать в исследовании координаторы предлагают замену. В каждом ОО участвует вся параллель выбранных классов.
Процедуры включают проведение диагностической работы и анкетирования.
Результаты исследований могут быть использованы ОО, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития; для совершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей.
Не предусмотрено использование результатов указанных исследований для оценки деятельности ОО, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Обсуждение результатов и перспективных направлений развития системы оценки качества образования будет проводиться ежегодно в рамках межрегиональных конференций по оценке качества образования.
По результатам проекта будет создан открытый банк заданий для проведения процедур оценки, аналогичных проектным.
Методики и технологии могут быть применены в работе региональных служб по контролю и надзору в сфере образования.
Исследование компетенций учителей 0
Цель исследования - содействие повышению качества подготовки педагогов путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей.
Задачи исследования:
- разработка модели исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики;
- разработка инструментария для проведения исследования компетенций учителей;
- подготовка и проведение процедур исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики;
- анализ и обсуждение результатов исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики;
- разработка рекомендаций по использованию результатов исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики.
Проект 500+ 1
В 2021 году 96 школ Кузбасса вошли список школ с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР), в 2019 году таких школ было 180. Из 96 ШНОР-2021: 53 ОО попали в список дважды (в 2019 и 2021 гг.), а 43 ОО в списке первый раз. Школы из трёх муниципалитетов региона не вошли в список ШНОР-2021: Анжеро-Судженский ГО, Краснобродский ГО, Полысаевский ГО.
Для оказания консультационной и методической помощи ШНОР были организованы мобильные группы, в которые вошли руководители и педагогические работники успешных школ, имеющие положительный опыт и лучшие управленческие и педагогические практики в работе по вопросам качества образования и методисты-наставники. В рамках работы мобильных групп проводятся вебинары, онлайн консультации, выезды в школы, где работают с командами школ, школьниками и родителями.
Второй год подряд в Кузбассе реализуется федеральный проект адресной помощи ШНОР («500+»), который предполагает методическую и ресурсную помощь школам, участникам проекта. В 2021 г. в проекте «500+» приняли участие 60 ШНОР 2019 года, а в 2022 г. – 39 ШНОР из списка 2021 года.
ПРОЕКТ АДРЕСНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «500+»
Проект адресной методической помощи «500+» является частью федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Проект призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в Указе Президента, по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования и обеспечить поддержку школ, имеющих риск низких образовательных результатов, работающих в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении.
Цель проекта:
повышение качества образования в школах с риском низких образовательных результатов обучающихся путем реализации комплекса мер поддержки, разработанного с учетом данных предварительной диагностики факторов, существенным образом влияющих на качество образования в конкретной школе.
Задачи проекта:
- провести комплексную диагностику факторов, влияющих существенным образом на качество образования в школах, включенных в проект «500+»;
- разработать для каждой школы, включенной в проект «500+», дорожной карты по реализации мер поддержки;
- организовать консультирование всех участников проекта по вопросам, связанным с реализацией конкретных мероприятий проекта;
- реализовать дорожные карты, включая мониторинг хода проекта и оценку результативности принимаемых мер;
- создать информационную систему для реализации проекта, в которой каждая школа, участвующая в проекте, публикует рабочие материалы и документы, связанные с реализацией запланированных мер; ведется консультирование всех участников проекта;
- сформировать группы кураторов из числа опытных управленцев школ;
- обеспечить сотрудничество кураторов, директоров школ, включенных в проект «500+», специалистов органов местного самоуправления и региональных структур в реализации мер поддержки;
- обеспечить мониторинг хода проекта на основе данных, полученных при заполнении дорожных карт в специализированной информационной системе мониторинга хода проекта – (ИС МЭДК).
Принципы реализации адресной методической помощи
принцип сотрудничества, который предполагает, что качественное образование – это результат совместной работы всех групп и участников образовательных отношений. В соответствии с принципом сотрудничества каждый участник проекта разделяет ответственность за его результат и готов к сотрудничеству с другими участниками проекта для достижения общих целей;
принцип открытости и объективности, который предполагает, что все действия в рамках реализации данного проекта основываются на объективной информации о качестве подготовки обучающихся и на доступности данной информации для всех участников проекта;
использование методик, которые уже были разработаны ранее и апробированы в реальной образовательной деятельности. Такой подход позволяет реализовать организационные меры с максимальной эффективностью, поскольку дает возможность не только опираться на научно обоснованные методики, но и использовать тот опыт в реализации мер поддержки школ на федеральном и региональном уровне, который есть у российской системы образования.
Функции участников проекта:
РОИВ: привлечение ресурсов, в том числе кадровых, административных, нормативных, материальных для поддержки школ-участниц проекта; обеспечение адресного направления на повышение квалификации, помощь в развитии инфраструктуры школ, разработка и принятие необходимых нормативно-правовых актов.
ОМСУ: привлечение ресурсов, в том числе, кадровых, административных, нормативных, материальных для поддержки школ-участниц проекта, оказание методической и административной поддержки;
Региональный координатор: обеспечение взаимодействия между участниками проекта в регионе и федеральным координатором.
Муниципальный координатор: участие в разработке мер поддержки школ-участниц проекта, мониторинг хода реализации программ развития школ.
Куратор образовательной организации: консультирование школ-участниц проекта при формировании программы развития и дорожной карты по реализации предусмотренного программой развития комплекса мер, мониторинг и оценка качества и результативности принимаемых мер в рамках реализации дорожной карты.
Школа, в отношении которой реализуются меры поддержки: формирование и реализация программы развития школы, дорожной карты по реализации предусмотренных мер, формирование внутришкольных механизмов преодоления факторов риска и проблемных зон, включение школьного коллектива в совместную деятельность по преодолению рисков.
Федеральный координатор (ФГБУ «ФИОКО»): обеспечение организационной и методической поддержки проекта, организация обучения и консультирования всех участников проекта.
Федеральные документы проекта
https://fioco.ru/научно-методические-материалы
Сопровождение проекта на региональном уровне:
- Региональные документы
- Мероприятия проекта
- Муниципальные практики
- Марафон лучших практик
- Взаимодействие со школами-партнёрами из регионов